Старший брат МХАТа – на пороге юбилея

Фото: vtruda.ru

Международный театральный фестиваль современной драматургии им. А. Вампилова, Всероссийский фестиваль «Реальный театр», фестиваль «Территория. Магадан» – этими и другими творческими поездками обогатилась копилка МДТ в минувший театральный сезон. Большой интерес по всей России вызвали нашумевшая постановка «Колыбельная для Софьи» (реж. А. Песегов), спектакль «Последние дни» (реж. С. Потапов).

А в этом году один из старейших театров не только Сибири, но и России отмечает 135-летний юбилей! Как развивается наш театр, и что ждет зрителей в ближайшем будущем – об этом в беседе с художественным руководителем Минусинского драматического театра, заслуженным деятелем искусств РФ Алексеем Песеговым.

 

– 135 лет – для театра это много или мало?

– Я бы сам хотел прожить 135 лет… Для театра это много. Тем более – для сибирского. Мы даже старше МХАТа. Редкий театр может похвастаться, что ему больше 130-ти. В Красноярском крае это только театр им. А.С. Пушкина. Еще по Сибири можно назвать Иркутский академический театр, Омский драматический. Все остальные – не старше.

– Минусинский драматический – «юноша» или уже «старик»?

– Здание, конечно, старое. Но зрелость театра определяется не помещением, а уровнем развития коллектива. Труппа у нас молодая, талантливая, желающая работать.

– Некоторые молодые актеры покинули коллектив, пришли новые…

– По большому счету, для театра это норма, потому что ротация должна быть, однозначно. И все же за многие годы наша труппа зарекомендовала себя, как самая стабильная в Сибири. Тем более что мы держим довольно большую труппу. А то, что кто-то ушел – это абсолютно нормально. У каждого складываются свои обстоятельства: один уезжает на запад, думая, что там лучше, другой – следом за любимым человеком. Молодые – тем более. «Декабристских жен» сейчас очень мало. Вы же понимаете, что не все барышни хотят приехать жить в небольшой город.

– Вы в нашем городе практически всю жизнь, в театре – тоже. Меняются ли вкусы зрителя с годами?

– Зрительский вкус формирует сам театр. Если мы будем ставить только одни комедии, развлекательные спектакли, то, естественно, и предпочтения у публики разовьются соответствующие. Но это не значит, что на сцене должна быть лишь одна серьезная драматургия – всегда есть и кассовые спектакли. Не все же время нам учить зрителя (хотя это и не функция театра), поднимать для публики сложные вопросы.

– Театр помогает зрителю расти?

– Это очень высокие слова. Кто хочет – тот растет: занимается самообразованием, перечитывает произведения, постановки которых идут в театре, чтобы подумать и сложить собственную точку зрения. Другой приходит просто отдохнуть. Я не говорю, что последний вариант – это плохо. У каждого свой способ расслабления после работы, и для кого-то это именно поход в театр.

Что касается «прослойки интеллигенции», интересующейся серьезной драматургией, она была и есть во все времена.

– Серьезная драматургия Минусинского драматического театра волнует не только наших зрителей. Так, в новостях Санкт-Петербурга, предвкушая в декабре этого года увидеть на сцене Большого драматического театра (фестиваль – «Мастерские») вашу нашумевшую постановку «Колыбельная для Софьи», говорят о том, что, цитирую: «список участников фестиваля способен вызвать восторженный обморок театралов». После таких постановочных достижений трудно держать соответствующую планку?

– Конечно, трудно. Сложность заключается в том, чтобы найти хороший драматургический материал, чтобы театр рос на этом. Особенно тяжело найти качественную современную драматургию, поэтому мы зачастую инсценируем классическую прозу (романы, повести, рассказы). Этот процесс сложнее, ведь чтобы написать качественную инсценировку – нужно найти сначала верный ход или прием, или какую-то определенную форму для спектакля. Это очень непросто.

– Сейчас вы работаете над постановкой нового спектакля «Оттенки» по пьесе Антона Таммсааре. Интерес к эстонским классикам вызван работой над спектаклем «Алексей Каренин», постановку которого вы представили в этом году в Эстонии?

– В мае 2018 года в Красноярске пройдут «Дни культуры Эстонии». Я остановился на «Оттенках» Антона Таммсааре. Это очень сложная повесть, основанная на реальных событиях. Интересное произведение, но весьма трудно облачить его в некую драматургическую форму, потому что очень много описаний, ощущений, оттенков чувств. Поэтому довольно сложно будет передать в спектакле такое содержание. Но, мне кажется, сейчас я нашел некую форму…

– Сложная работа увлекает вас гораздо сильней и глубже?

– Скорее, она требует больших нервных затрат. А нервные клетки, как известно, не восстанавливаются… (улыбается)

Эта постановка – некий эксперимент, потому что в такой форме я еще не работал. То, что увидит зритель, – это не совсем мой театр, это даже другая эстетика. Я решил выйти за рамки собственного театра.

– Как раз о риске. Насколько он приемлем в постановочной работе лично вашей как режиссера и других режиссеров, приезжающих к нам?

– Не скажу, насколько риск приемлем для меня, потому что это выяснится после премьеры. Но я не против экспериментов и не против того, чтобы пробовать на нашей сцене разные театральные направления, иную эстетику. Яркий пример – режиссер Сергей Потапов со спектаклем «Последние дни» (А.С. Пушкин) или Владимир Золотарь со спектаклем «Скупой». Театр должен развиваться.

– Но наши зрители, привыкшие к «Минусинскому театру», не всегда принимают приезжих режиссеров с иной эстетикой…

– Принимают или не принимают – это нормально. Иная эстетика должна разнообразить ту основную «магистральную линию», которой следует наш театр. И я не собираюсь (во всяком случае, пока я здесь) ее менять. Единственное, что нужно привыкать к тому, что я однажды уйду из театра. Я к этому готов. И думаю, это тоже нормально: писать произведения, снимать кино, а может быть (кто знает?), выращивать капусту.

– 28 ноября на сцене нашего театра состоится премьера режиссера Красноярского музыкального театра Марины Малькович с примечательным названием «Сватовство гусара, или Руководство для желающих жениться». Да и сам жанр нетипичен для Минусинского театра – мюзикл-водевиль. Это тоже будет своего рода эксперимент со зрителем?

– Разрешить поставить водевиль драматическому режиссеру – большой риск. Единственный человек на моем веку, которому это удавалось, покойный ныне Валерий Павлович Пашнин, руководивший нашим театром в 70-80-е годы. Он мог спокойно поставить водевиль, потому что сам имел музыкальное образование и к этому жанру относился легко. У нас значительное время не было постановок подобного жанра. И, думаю, Марина Малькович, работающая именно в музыкальном театре, обладает творческим опытом, чтобы представить этот спектакль на достойном уровне. Сейчас полным ходом идут его репетиции.

– Наш театр не оставляет без внимания и юных зрителей. Например, ваш проект «Доступный театр», поддержанный Фондом М.Прохорова и направленный на работу с детьми из социально незащищенных слоев населения, продолжает свою работу. Есть ли желание двигаться дальше, расширять его границы?

– «Доступный театр» реализуется уже в течение четырех лет. Сначала мы привозили детей в театр на фестиваль. Сейчас форма работы изменилась: выезжаем по селам, деревням со спектаклями и мастер-классами для таких ребят. То есть это тот же вариант фестиваля, только выездной. Проект уникален. Не так много в России театров, которые привлекают на фестиваль детей из социально незащищенных слоев населения. Но и этого еще недостаточно, так как нужно привлекать ребят из самых отдаленных уголков нашей страны. Вы не представляете, сколько только на юге края деревушек, где нет даже электричества. Например, Жаровск Курагинского района. Люди живут там за счет генераторов, солнечных батарей.

– Межрегиональный детский театральный эколого-патриотический фестиваль «Это Родина моя!» тоже полюбился ребятам, посещающим наш театр из самых разных уголков края и соседних территорий…

– Детских театральных фестивалей в России немного. Наша задача – вывести его на Всероссийский уровень. Такое станет возможным после реконструкции театра, когда у нас будут две площадки. Сейчас это сложно, потому что сцена одна. Также нам нужно найти заинтересованных друзей театра. Сейчас мы сдружились с Сибирской генерирующей компанией, офис которой находится в Москве. На следующий год они выступят нашими главными спонсорами в проведении фестиваля.

– Возвращаясь к юбилею: ждут ли зрителей особенные сюрпризы в этом году?

– Не думаю, что нужно акцентировать внимание на юбилее 135 лет – это не такая круглая дата. Хотя после ста – каждый год для театра как юбилей…

Существеннее другое. Минусинский драматический театр у всех на слуху, поэтому для нас важно хорошо работать, сохранять определенный уровень и создавать благоприятные условия работы для всего коллектива. А для этого необходима реконструкция исторического здания. И когда она произойдет – это будет главная победа в моей жизни…

Елена БЫЗОВА (Фото из архива МДТ)
 
По теме
 
 
Сцена из спектакля «Руслан и Людмила» - Власть Труда В Шушенском прошел смотр-конкурс любительских театральных коллективов южной группы районов Красноярского края в рамках краевого фестиваля любительского театрального искусства «Рампа».
10.10.2017
Pa080586______________thumb_main - Sibnovosti.ru 7 и 8 октября в рамках II Фестиваля юного зрителя «Язык мира» на сцене Красноярского театра оперы и балета был показан спектакль Екатеринбургского ТЮЗа «Русалочка» по сказке Г.-Х.
09.10.2017
JPG Файл - ГУ МВД Красноярского края Сотрудники Управления по вопросам миграции ГУ МВД по краю совместно с органами социальной защиты населения оказали помощь в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации 80-летней женщине.
24.09.2018 ГУ МВД Красноярского края
Уголовное дело о «причинении смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом профессиональных обязанностей» возбудил Следственный комитет по Красноярскому краю.
24.09.2018 Наш Красноярский край
Полицейские Красноярского края направили в суд уголовное дело водителя иномарки, устроившего ДТП, в результате которого погибли три человека, - рассказали сегодня, 24 сентября, в региональном главке МВД.
24.09.2018 Наш Красноярский край
DSC06490 - Объединенная дирекция заповедников Таймыра Сотрудники ФГБУ «Заповедники Таймыра» приняли участие в праздновании Дня Хатанги.
24.09.2018 Объединенная дирекция заповедников Таймыра
23 сентября в Малом концертном зале Краевой филармонии прошла торжественная церемония открытия музыкального конкурса при участии Председателя жюри Виктора Третьякова и Председателя Оргкомитета — и.о.
24.09.2018 Министерство культуры
Солисты Красноярского государственного театра оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского Екатерина Булгутова и Юрий Кудрявцев примут участие в праздновании 200-летия со дня рождения выдающегося хореографа Мариуса Петипа
24.09.2018 Наш Красноярский край
Золото из Евпатории - KraySport.Ru В Евпатории завершились международные соревнования по полиатлону – первый этап Кубка мира и первенство мира.
24.09.2018 KraySport.Ru
Канский боксер занял первое место на открытом первенстве Красноярска по боксу.
24.09.2018 Канские Ведомости
В Красноярске оперативники Управления уголовного розыска ГУ МВД по краю при силовой поддержке бойцов Управления Росгвардии по краю задержали подозреваемых в организации занятия проституцией.
25.09.2018 ГУ МВД Красноярского края
Нажмите для просмотра в полном размере... - Спорткомитет города Зеленогорска 19 сентября в зеленогорском дворце борьбы «Прометей» прошел краевой семинар «Развитие физических качеств у спортсменов групп начальной подготовки и спортивной специализации в видах борьбы».
25.09.2018 Спорткомитет города Зеленогорска
В правительстве Красноярского края состоялось заседание межведомственной комиссии по вопросам совершенствования регионального законодательства в сфере налоговых и неналоговых доходов,
25.09.2018 Наш Красноярский край
Этим летом в Норильске начались капитальные ремонты, которые выполняются на деньги, собранные в фонде регионального оператора с начала его работы в 2014 году.
24.09.2018 Заполярная правда